Российские военные утилизируют старые просроченные боеприпасы со складов по всей стране, отправляя их эшелонами для последующего сброса над Сирией или передачи боевикам на Донбассе. Об этом написал российский журналист и политический обозреватель Сергей Пархоменко в колонке для издания Colta.ru.
По словам журналиста, о поставках снарядов ему рассказал российский офицер по имени Николай, который служит на Дальнем Востоке и для охраны сопровождает поезда с боеприпасами через всю страну.
Военный рассказал Пархоменко, что служит в части, которая охраняет большой арсенал боеприпасов (авиабомбы, ракеты разных видов, артиллерийские снаряды разных калибров и назначений, мины разных типов и взрывчатые вещества).
Собеседник сообщил ему, что на скалах находятся очень старые снаряды, некоторые чуть ли не первых послевоенных лет.
"Много и более позднего, но все равно с давно истекшим сроком годности. Полно и таких, у которых на тридцать лет предельная дата хранения просрочена. Особенно много таких авиабомб, ракет "воздух—земля" и прочего всякого авиационного запаса", – передал журналист.
Он отметил, что раньше были специальные воинские команды, которые занимались уничтожением старых боеприпасов , подрывая или отстреливая их на полигонах. Однако после СССР на скалах оказалось огромное количество оружия, на утилизацию которого требовалось много лет. Однако с началом военной операции в Сирии эшелоны с авиабомбами и неуправляемыми ракетами начали вывозить в Новороссийск.
"Машинист с бригадой знает, что везет что-то взрывоопасное, но без подробностей. Вагоны обычные, с гражданской маркировкой. Ставят обычно так: после локомотива "буфер" — два вагона пустых или с песком, потом десять с грузом, потом опять два пустых, последней — "банка". "Банка" — это потому что железная: такой же точно грузовой вагон — крытый цельнометаллический, обшитый доской внутри, только едут в нем люди — караул", – рассказал военный Пархоменко.
Он добавил, что если вагонов с грузом до десяти — полагается одна караульная команда из четырех человек. Если вагонов до пятнадцати — добавляют еще двух бойцов. Если эшелон длиннее — едет два караула. В Новороссийске груз перегружают на корабли — и в Сирию, на утилизацию.
"Удобно же. Скинули, а там взорвалась, не взорвалась, попала, не попала — главное, утилизировали. Списали. Ну и, говорят, кое-что тоже морем — но в другую сторону сворачивает. Там недалеко, от Новороссийска, где-нибудь на берегу до Мариуполя можно выгрузить, если надо. Там тоже есть кому в утилизацию пустить, ага?" – подчеркнул Пархоменко.
Его собеседник сообщил, что караул едет к пункту назначения минимум 30 суток. А на подъезде к Новороссийску им зачастую до недели приходится ждать очереди на разгрузку.
"Туда же со всей России свозят такой груз, мы ж не одни, дальневосточники. Один раз стояли, ждали три недели. Потом отогнали нас в Волгоград, приняли груз там. Как уж он дальше пустой, без караула, добирался, не знаю", – рассказал собеседник журналисту.
По его словам, караул ездит в вагоне, с такими же номерами, с такими же маркировками, как все. Только вагон с охраной может ехать с открытой дверью и прибитой поперек нее доской на уровне груди, за которую охранники держатся, чтобы покурить или подышать воздухом.
"Ездят в караулах теперь только офицеры или контрактники. Раньше можно было срочников брать, но теперь запретили: тупые они, совсем мудилы бывают. То на ходу кто из них вывалится. То на станции отстанут, потеряются, а офицеру потом отвечать. Или горят по дороге: растопит такой боец печку соляркой, так и выскочить на ходу не успеешь. Или оружие в щель в полу уронят, а уж магазин от автомата — только так", – рассказал Николай.
Он также отметил, что авиационные боеприпасы едут с вывинченными взрывателями и вполне безопасны, а мины могут взорваться, хотя возят их немного. Сами вагоны зачастую не приспособлены для людей и солдаты сами утепляют их и пытаются создать условия для нормального существования.
По словам военного, в Сирию также загоняют старую военную технику, которая идет под списание.
Обратно караул также вынужден ехать поездом, поскольку не может сесть в самолет с оружием.
"Прямых нет поездов из Новороссийска, так что с пересадками. Ездить можно только в купе и только без соседей: надо, чтоб были все четыре места свободные, когда за посадочными документами приходим. Редко когда такое купе есть, так что, бывает, и пропускаем один поезд, другой, третий, сидим на вокзале, ждем. И так с каждой пересадкой", – поделился собеседник с Пархоменко.
Он отметил, что через Украину российским военным ездить запретили. Однако теперь они вынуждены делать крюк в обход украинской территории, через Волгоград и через Москву. Также охранникам поезда запрещают делать фотографии в форме, со знаками различия, с наградами, в погонах.
"Теперь нельзя, строго спрашивают, чтоб ни одной такой картинки не было. Ни "ВКонтакте", ни просто так, в телефоне хотя бы", – подытожил российский военный.
